Создан: 22.12.2008
БАНИ-СОЛЕВАРНИ РУССКОГО ПРИИЛЬМЕНЬЯ
(по книге «Старая Русса апостола Андрея» Лаптев А.Ю. Яшкичев В.И. М.2007 г. с дополнениями).
I Словенские бани Новгородской земли, за особенностями которых наблюдал, даже дивился, согласно русских летописей,1 святой апостол Андрей Первозванный – это есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья. В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня». В.И.Даль также уточнял, что в старину под словом «баня» подразумевались в том числе «горячие ключи, источники». А такие «бани» прежде всего, содержащие преимущественно минеральную воду, дают возможность, и выпаривать соль. В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В топонимическом словаре «Имена московских улиц» (М. 2007) Р.А.Агеева относительно речушки «Баньки» и слова «баня» отмечала следующее: «В качестве географического термина это слово в древнерусском языке обозначало источник, преимущественно теплый. Ср. также украинское диалектное баня «минеральный источник, солеварня» ». На современной карте Европы для «непосвященного» покажется неожиданно странным присутствие городов с «банными»2 названиями, таких как Баня-Лука в Боснии, просто Баня в Болгарии, Ла-Баньеса в Испании; во французских Пиренеях: Баньер-Де Бигор, Баньер-Де Лимон, Баньол-Сюр-Сез, а в Италии: Баньо-ди-Романьо, Баньи-ди-Сан-Джульяно, Баньи-ди-Лукка, Баньо-а-Риполи и многие другие. И неужели все эти города Европы изначально были неразделимы с культом бани-помывки, с необходимостью мыться и еще раз мыться? У славян Македонии, Сербии и Хорватии слово «баня/банья» одновременно и баня-помывка и курорт-лечебница, то есть изначально минеральный (соленой) источник. И сегодня большинство курортов находится на месте «выхода» минеральных источников – в прошлом часто процветающих богатых солеварен. Так в Приильменье на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем». Любопытно, что у французов наравне со словом «сауна» соседствует и слово «сауньер» в значении «солевар», то есть осмысление бани с одной стороны, как парилки, а с другой как солеварни одинаково, что для сегодняшнего француза, так и для ильменского словеноруса в далекой древности. Всемирно известный Баден-Баден в Германии также никогда не считался в Европе главенствующим центром помывочных бань-парилок, а был и остаётся чрезвычайно популярным и востребованным, прежде всего как целебно-оздоровительный курорт, который и в наши дни славится своими горячими (термальными) минеральными источниками и целебными грязями. Само слово «Бад» содержит в себе одновременно значения: и бани- парилки и купальни и курорта-лечебницы. В настоящее время количество курортов-лечебниц именно с начальным словом «Бад» по всей Европе не дотягивает до цифры «100» буквально немного. В восточных Альпах вблизи Зальцбурга и Гальштата в одном из древних центров соледобычи Европы и сегодня приглашают на лечение и отдых следующие курорты: Бад Хофгастайн, Бадгастайн, Бад Фуш, Бад Херинт, Бад Аусзе, Бад Ишль, Бад Халль и на границе Австрии с Германией Бад Райхенхаль, где поныне сохранилась старинная солеварня в виде одного из экспонатов местного МУЗЕЯ СОЛИ. К тому же следует отметить существование в одном лице и центров соледобычи и курортов-лечебниц (с термальными источниками), но уже без лексемы (корня) «Бань… или Бад…» таких, как Слэник Молдово в Румынских Карпатах, Термо Порторож в Словении на Адриатике и Цехоцинек на Висле в Польше. И уже без категоричной привязки солеварен к термальным источникам сегодня на Украине в Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».Достаточно ознакомиться с историей Трускавца (снова курорта) или Борислава, где местные краеведы напоминают, что древнее значение слова «баня» применительно к Карпатам это и есть «солеварня». В летописном рассказе о княгине Ольге, которая отомстила за убитого мужа князя Игоря; понятие как таковой бани-помывки обозначено словом «МОВЬ» И в наши дни в украинском и белорусском языках значение « бани-парилки» выражается словом «лазня». Слово «баня» помимо «солеварни» в украинском языке обозначает «главу /купол» церкви! В поздних летописях упоминается список « Имена всем градом Русским ближних и дальних», где в Руси Карпатской присутствует город «Баня», и который славился не успехами «парило-помывочной индустрии», а прежде всего сверхвыгодной соледобычей. Важность финансово-кредитного учреждения под названием «Банк» в наши дни объяснять никому не стоит, и так все понятно. Но если проследить историю (этимологию) происхождения слова «банк», то его корни приведут к словам «бана», «банка», «баня», «бань…» со следующими значения: «скамейка менялы» (а соль была самой ходовой «валютой» древности в т.ч. и для обмена); «мель» (именно на морской мели оседавшую соленую жижу выпаривали на солнце); «рудный пласт, глыба, горная порода» (конкретней относительно соленых копей и шахт не скажешь). Очень впечатляет и пояснение «Полного церковно-славянского словаря под редакцией протоирея Дьяченко» на слово: «Бан то есть пан, господин (наместник, жупан, владыка)». Относительно слова «жупан» еще раз сошлемся на Любора Нидерле, который в «Славянских древностях» указывал, что слова «жупа» также как и «бана» в старину служило обозначением ямы, из которой добывали соленосное сырье. Бана/жупа (соленосное сырье)–Бан/жупан (наместник, губернатор)! Кто контролировал в древности соледобычу, тому принадлежала неоспоримо и власть. В ряде европейских языков символ власти, а именно «знамя», выражается словом «баннер». О стратегическом значении соли в жизни людей ещё в далекой древности процитируем фундаментальное исследование «История Европы» (Советской Академии Наук) от 1988 года: «В бронзовом веке, особенно во второй его половине все большее экономическое значение приобретают добыча и экспорт соли. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания, но использовалась для консервирования и хранения продуктов, в производстве сыра и при обработке кожи». От себя еще добавим, что только благодаря чрезвычайной близости в устье Тибра к месту добычи соли «Остии» – Вечный город Рим в свое время стал олицетворением могущества и процветания. «Соль земли» - эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам. В наши дни хрестоматийное «соль земли» - это в первую очередь олицетворение надежности, опоры; на такого человека всегда можно положиться; он не подведёт. II
Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями. Автор книги «Лечение солью» (из Санкт-Петербурга) Анастасия Семенова отмечала, что люди работающие в горячих цехах и живущие в жарком климате просто обречены на ежедневный приём трех-четырех-пяти дополнительных граммов соли, если не хотят, чтобы дело кончилось нарушением электролитного баланса, то есть резкого понижения давления, аритмии и сердечной слабости, замутнения сознания и прочих «прелестей». Это утверждение в полной мере относится и к любителям попариться в бане. Для здоровья любого человека категорически противопоказано и регулярно в течении длительного времени посещать «ядрёную» парилку, и в то же самое время одновременно полностью исключить из своего рациона питания всё, что связано с солью или «солёным» (добровольно как ныне из-за всяких там «диет» или от безысходности как в древности из-за сумасшедшей дороговизны соли). В латинском языке кстати «здоровье» обозначается словом «salus», где прямая связь с солью (sal), как «генератором» здоровья, здесь безукоризненна. Текст знаменитого карело-финского эпоса «Калевала» (песня 50), еще раз подтверждает, что в древности среди местного населения позволить себе на Северо-западе будущей России иметь не мыльни или мовни, а настоящие бани-парилки могли исключительно лишь единицы избранных. В старину соль из-за ее умопомрачительной дороговизны была доступна без ограничений, без жесточайшей экономии лишь немногим. «Золотом древности» по праву считалась именно соль. «Кто учнёт соль за рубеж продавать или кого с продажной солью поймают, быть казненным смертью без всякой пощады, в тех местах велим и повесить». Строгость, даже жестокость этой царской грамоты удостоверяет очевидную значимость и ценность соли в жизни русского государства. У Д.С.Лихачева шокирует следующее: «Хорошо известны факты из сравнительно недавней истории. Когда русский землепроходец Е.П. Хабаров организовал бурение на соль и научил местные народности пользоваться солью, избавил их от мучительной операции, необходимой из-за отсутствия соли, - подвергать себя периодически обкусыванию муравьями. Современные исследования показали, что некоторые племена Южной Америки и сейчас спасаются от соляного голодания именно так. Оказывается, есть виды муравьев, которые при укусе вносят в человеческий организм небольшие порции соли». Но в словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых - этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли. Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить без материального ущерба, по-настоящему попариться в бане, позже восполнив сполна наступление соленого голодания в организме чем-то «до объедения солененьким». Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли в дальнейшем могли использоваться дополнительно как парилки. В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями новгородских бань, исследователи уже обращали внимание на странность и абсурдность фразы «И то творять по вся дни». Здравый смысл отказывается признать и согласиться с тем, что древние словенорусы Приильменья каждый день ходили в баню париться. Но зато сам процесс выварки соли занимал от пяти до семи дней, что заставлял солеваров с незначительным перерывом на отдых в течение нескольких дней находиться в бане-солеварне. К тому же слово «творять» этимологически ближе к слову «варить», где «варя» и является, по сути, вываркой соли. Помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов в рассказе летописи об апостоле Андрее, также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. И за исключением только Киева, все другие города (или их пригороды) были вовлечены в успешный соленой промысел. Так «отец истории» Геродот еще в IV веке до Р.Х. писал: «В устье Борисфена (Днепра) само собой оседает несметное количество соли». Позже византийский император Константин Багрянородный конкретизировал: «От реки Днепр до Херсона триста миль, а в промежутках – болота и бухты, в которых херсониты добывают соль». Относительно Синопы географ Страбон обращал внимание, что именно здесь «замечательные заведения для засолки» рыбы. Касательно пригорода Рима – Остии, про её солеварни в устье Тибра, то у Тита Ливия написано: «Римляне распространили свою власть до самого моря и при устье Тибра был основан город Остия; вокруг него стали добывать соль». И в наши дни по древнему янтарному пути на границе Австрии и Словении сохранился город святого Андрея (Санкт-Андре), от которого по направлению в сторону Рима недалеко находится и очередной «банный» город Баньи-ди-Лустница. Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно осознавал всю важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли. Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов ( солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и соль. В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений, который простирался с одной стороны до Китая и Цейлона, а с другой – до островов Британии и до полудиких стран Африки. По этому пути и двигались караваны, при которых всегда была вооруженная сила для охраны от врагов, разбойников и разных опасностей». О водружении апостолом Андреем креста на безлюдной горе, на месте будущего Киева; – к этим словам летописца критически подошел первый русский историк В.Н.Татищев: «И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей многие города по Днепру кладут, то видно, что «Киев» или «Горы-Град» до Христа был населен …. Иоаким же точно говорит: Андрей в Киеве крестил. Что же он крест на горах водрузил, то видно, что Нестор или прежний писатель не вполне поняли древнего наречия». К этому утверждению В.Н.Татищева добавим, что относительно словенских бань (солеварен) поздний летописец, через тысячу лет, также возможно «не вполне поняв древнего наречия» всё свёл лишь к обыденной карикатурной помывке. Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья. Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Иисуса Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась возможно лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле. III Потомки древних кельтов – шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус (Сент-Эндрюс) носит имя святого апостола Андрея Первозванного. Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова (о симбиозе между кельтами и славянами на ряде территорий древней Европы) и при этом утверждая формулу, что «Сент-Андрус» это есть апостол Андрей, то в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия (если они конечно есть) на пути следования первого ученика Иисуса Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера. И самое неожиданное, что «андрусовские» названия не только есть, но исключительно сосредоточились только вблизи легендарного пути апостола Андрея по Русской Земле:
Андрусово вблизи Симферополя в Крыму, Великая Андрусовка на Днепре между притоками Сула и Псел, но на противоположенном берегу (главной реки),
Андрусово в верховьях Днепра на Смоленской земле в Монастырщинском районе (недалеко от селения Баньковщина),
Андрусовская бухта в Ладожском озере около Олонца.
И сам город Сент-Андрус в Шотландии – город святого апостола Андрея.
Здесь также необходимо указать и на единственную «Андрусу» в Греции, именно на полуострове Пелопоннес, где в Патрах мученически был распят на кресте апостол Андрей. Только существование в наши дни этих «андрусовских» названий было бы достаточным для закрепления исторической аксиомы, что апостол Андрей ходил вверх по Днепру вплоть до Валаама. Возвращаясь к названию «Андрусовской бухты» в Ладожском озере, здесь необходимо пояснить, что имя «Андреяна Андруссовского» (основателя в ХVI веке монастыря на берегу бухты) лишь только информирует о приходе инока Андреяна на берег уже существующей бухты под именем Андрусовской в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в шотландской огласовке, где позже и появился монастырь. Археологические материалы свидетельствуют, что у «соленого студенца» на месте будущей Старой Руссы в южном Приильменье люди проживали уже во II тысячелетии до Р.Х. Потребность организма в соли является, безусловно очень мощным человеческим инстинктом, который чрезвычайно трудно подавить. Ещё раз напомним, что в истории человечества известны случаи, когда туземцы не знавшие соли специально обкусывали себя муравьями, чтобы, наконец заполучить через муравьиную кислоту пусть и «суррогатную», но так необходимую для организма соль. А один из первых признаков беременности?! Потянуло на солёненькое! Плоду ребенка требуется и требуется именно соль, которая генерирует развитие юного организма внутри матери. А здесь в Южном Приильменье в древнейшей русской земле доступность рвущихся наружу неиссякаемых соленых источников поражает и сегодня. Уже Геродот в 4 веке до Р.Х. описывал похороны славянских (скифских) царей в стране Геррус на Днепре, бальзамирование которых состояло в первую очередь из соленой пропитки в течение 70-ти дней, так необходимой для сохранения тела умершего. В верховьях Днепра соль добывалась только в Южном Приильменье по Татищеву: «В Великой Руси у города Русы из озерка». И в отличии от «соли-самосадки» южных озер, в которой множество «пыли и песка» именно царская «русская» соль Приильменья возможно использовалась при бальзамировании славянских (скифских) царей уже во времена Геродота. В 22-х километрах к северо-западу от города Холм на Ловати на Рдейском острове еще в ХVII веке Преосвященным Корнилием был водружен Крест с текстом местного предания: «остров Рдейский благословил лично святым крестом апостол Андрей Первозванный, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валааме». С учетом этого предания, название самой деревни «Андроново» на реке Порусье буквально в 12-ти километрах. от Рдейского острова, может информировать, что исток этой «русской» реки благословил лично первый ученик Иисуса Христа, либо здесь еще в апостольском веке была создана христианская община учениками апостола Андрея.
IV
Смеем утверждать, что запутанность летописи относительно бань-солеварен Приильменья напрямую связана и с вопросом о князе Аскольде, о его роли в истории становления русского государства. В свое время главный знаток «буквоед» русских летописей академик А.А.Шахматов пытался привлечь внимание к следующему: «Русская летопись отчетливо помнит имена первых князей киевских: это Аскольд и Дир… вообще весь рассказ о вокняжении Олега в Киеве и устранении Аскольда и Дира носит весьма тенденциозный характер… Аскольд и Дир представлены какими-то узурпаторами власти; Едва ли подлежит какому-либо сомнению, что весь рассказ летописи сообразован с известными династическими интересами правящего княжеского дома; потомки Рюрика представляются единственными по праву носителями власти…». Тот же академик А.А.Шахматов и профессор Г.В.Вернадский связывали князя Аскольда со старорусской или просто в древности «руской землей» Приильменья, которая славилась своим соленым «руським» промыслом, где сама Старая Русь, Руса или Старая Русса по верному замечанию историка А.Н.Насонова: «была центром княжей «русской силы», силой киевских князей». Именно Ильменская Русь стоит вот главе племён, призывавших своих славянских братьев Варягов-Русь с южного берега Балтии: «Реша Русь (Ильменская), Чудь, Словене и Кривичи». Возможно, летописец не мог позволить себе признать в тексте, что святой апостол Андрей Первозванный крестил и находился в земле, откуда вышел позже (убитый Рюриковичами) рус Аскольд; из той земли, где добываемая из минеральных источников соль являлась самым надежным «стабилизационным фондом» княжеской власти. Ведь отсутствие соленых разработок в самом Киеве всегда воспринималось местным населением ощутимо болезненно. Вспомним тот же соленой бунт 1113 года в Киеве, в то время, когда древний текст русской летописи уже конъюнктурно корректировался. Отсюда возможно и превращение в обычные бани-помывки (мовни) «золотоносных» русских бань-солеварен Новгородской земли, о полном рабочем цикле которых святой апостол Андрей Первозванный живо рассказывал в Риме местным солеварам и солеторговцам. О пребывании апостола Андрея в Риме, а тем более на солеварнях в Остии также свидетельствует следующий факт. Уже в V веке главным собором в Остии становится именно собор Святого Андрея! Умолчание в тексте Первой Новгородской Летописи (мл извода) рассказа об апостоле Андрее (и банях) не только не разрушает, а наоборот еще раз подтверждает достоверность исторического факта о посещении первым учеником Иисуса Христа Русского Приильменья! О встрече апостола Андрея с солеварами Приильменья изначально знали и помнили и передавали из поколения в поколение именно местные словенорусы, обитавшие в районах соледобычи преимущественно к югу от озера и в низовьях Шелони. Вероятно, знакомство древних киевлян с преданием о встрече святого апостола Андрея Первозванного с солеварами Приильменья становится возможным после прихода в Киев варяга Аскольда из Старорусской области Приильменья. Сама Старорусская область до начала ХIV века по словам А.Н. Насонова: «…оставалась в значительной степени княжеской …Взвад, где князья гнали зверя, Руса, где были княжеские соляные варницы...ее главные силы: «засада», огнищане и гридьба. т.е. княжеская организация… Княжий характер Старорусской области подтверждается археологическими данными: мы разумеем признаки более ранней и быстрой христианизации края, выразившейся, по мнению Н. Рериха, в быстром переходе к жальническим погребениям на территории зарусской половины Шелонской пятины». Если признать бани-солеварни Русского Приильменья, о которых поведал в Риме святой апостол Андрей Первозванный, то необходимо признать и самих словенорусов (индо-славов), живших здесь у озера Ильмень уже в 1 веке н.э.! Но такое торжество исторической справедливости не устраивает как значительную часть норманистов, выводящие чаще всего племя «Русь» из Скандинавии, так и большинство антинорманистов, которые обычно связывают «Русь» с Киевом, с племенем «полян», где этимологическое родство со словом «поляки» более чем очевидно. Вопрос о полной исторической реабилитации Старорусской области Приильменья и по сей день остается незавершенным?! 1. Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близ устье Днепрьское, и въсхоте пойти в Рим, и пройде в устье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде и ста под горами на березе. И заутра въстав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сия?—Яко на сих горах восияеть благодать божья; имать-град велик быти и церкви многи бог въздвигнутц имать». И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помоливъся богу, и сълез с горы сея, иде же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе. И приде в словени, ид еже ныне Новъгород, и виде ту люди сущая, како есть обычай им, и како ся мыють и хвощутся, и удивися им. И иде в Варяги, и приде в Рим, и исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: «Дивно видех Словеньску землю идучи ми семо. Видех бани древяны, и пережьгуть с рамяно, и совлокуться и будуть нази, и облеются квасом усниянымь, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, едва слезуть ли живы, и облеются водою студеною, и тако ожиуть. И то творять по вся дни, не мучими никим же, но сами ся мучать, и то творять мовенье собе, а не мученье». Ты слышаще дивляхуся. Оньдрей же, быв в Риме, приде в Синопию»
2 Слова с основой «ban/bhan/bene/pan» из древнеиндийского литературного языка – санскрита (а), латинского языка (б), а также из «Англо-русского исторического словаря» (в).
а) «bandi» - «добыча»; «bandh» - «связывать, одеваться, укрепляться»; «bandha» - «узел, ловля, достижение, залог»; «bandhu» - «занятие, получение, родственник, товарищ, супруг»; «banduta» - «родство, дружба, принадлежность к чему-л.»; «bhanj» - «говорить, освещать»; «bhanda» - «сосуд, утварь, музыкальный инструмент, украшение, повар, сокровище, казна»; «bhana» - «свет, знание»; «bhanu» - «солнце»; «pan» - «уважать, восхвалять»; «panana» - «обмен, торговля»; «pandita» - «учёный, умный, сведущий».
б) «Bandusia» - «источник в сабинском поместье Горация»; «bene» - «хорошо, порядочно, весьма, изрядно»; «bene-dico» - «хвалить, славить, благославлять»; «bonus» - «добрый, благой, славный, умелый, искусный, доброкачественный, годный, подходящий, значительный. справедливый»; «banaisia» (греч.) - «ремесло». «Pan» (греч.) - «бог лесов, пастухов и скота»; «panaca» - «чаша, кубок»; «panacea» (греч.) – «панацея, баснословное, всеисцеляющее растение»; «panis» - «хлеб»; «pannus» - «кусок ткани, лоскут, ветошь, мешок»; «Pantheon» - «Пантеон, храм Юпитера»; «pantices» - «живот, брюхо, колбаса»; «penates» - «пенаты, боги-хранители и домашнего очага и общества и государства»; «penarius» - «кладовая съестных припасов, амбар»; «penso» - «взвешивать, сравнивать, вознаграждать, обсуждать»;
в) «ban» - «бан: наместник короля в Хорватии, правитель в Боснии, губернатор в Югославии (1931-41), мелкая рум. монета, запрет, церк. анафема, объявление, призыв вассалов на военную службу»; «banalite» - «баналитет, монопольное право европ. феодалов на средства сельскохозяйственного производства (мельницы, печи, прессы)»; «Banat» - «Банат, ист. область в вост. Европе»; «banderol» - «вымпел, геральд. лента с эмблемой или девизом на щите»; «Banga» - «Бенгалия, ист. область в Индии»; «bania» - «баниа, группа инд. подкаст.ростовщиков и купцов»; «bann» - «бан, в средние века право главы гос-ва осуществлять высшую принудительную и повелительную власть (судебную, военную и административную)»; «banner» - «знамя, флаг, церк. хоругвь»; «banneret» - «баннерет, дворянское звание в Англии, рыцарь ведущий вассальное войско под своим знаменем».
| Фотографии : |